Или один из методов занятий родителей с детьми, чтобы их детки вовремя заговорили и чтобы их речь была правильной и понятной.
Не для кого не секрет, что сегодня детки часто испытывают трудность с тем, чтобы начать говорить. И даже если начинают говорить, то часто их речь бывает не очень понятная или правильная.
Данный комплекс упражнений, который я предлагаю выполнять родителям, не призван к тому, чтобы заменить необходимость обращения к специалисту - логопеду или невропатологу. Но он служит для того, чтобы помочь вашему ребёнку начать говорить вовремя и без задержек и говорить правильно. Ибо специалистами давно установлена связь между работой пальчиков деток и развитием речи. Для выполнения этого комплекса не нужно много времени, нет необходимости приглашать специалиста. Вы сможете сделать это сами (и это будет даже лучше, потому что у ребёнка доверия к вам, гораздо больше, чем к чужому).
Пальчиковой гимнастикой можно начинать заниматься с 6-7 месяцев. Начинайте с массажа кистей рук и пальчиков по 2-3 минуты в день: поглаживайте и растирайте ладошки вверх-вниз, затем каждый пальчик разминайте вдоль и поперек, далее растирайте пальцы спиралеобразными движениями.
Затем можно выполнять динамические упражнения для детей старшего возраста только в пассивной форме, то есть вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие движения, проговаривая ритмичные строки. Например, по очереди разгибаете пальчики из кулачка малыша, начиная с большого:
«Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья».
Поочередно сгибать пальчики малыша в кулачок, начиная с большого:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – прикорнул,
Этот пальчик уж зaснул.
Ну а этот долго спал,
А потом будить всех стал.
Встали пальчики! Ура! (Выпрямить все пальчики).
Нам гулять идти пора! (Ритмично сжимать и разжимать пальцы)».
Поочередно разгибать все пальчики из кулачка ребенка, начиная с мизинца:
«- Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!»
Ударять по очереди каждым пальчиком малыша по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным послоговым проговариванием скороговорки:
«Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
Чуть но-ги не от-то-па-ли!»
С 10 месяцев полезно учить малыша перекладывать из одной коробки в другую не слишком мелкие предметы (пуговки, бусины и др.), рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска пластилина, катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера. Позднее можно учить ребенка выполнять движения, имитирующие знакомые ему действия.
«Тесто мнем, мнем, мнем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пироги мы испечем!» (руками выполняем движения, как будто лепим снежки).
«Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!» (сжимаем и разжимаем пальцы на обеих руках одновременно, потом поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»).
Упражнение «Замок» (пальцы переплетены, ладони сжаты). Попросите ребенка соединить пальцы в замок и «проверьте» крепко ли закрыт замок, для этого потяните пальцы, пытаясь расцепить их.
«Рыбка» (поворачиваем сомкнутые ладони вправо и влево, как плавает рыбка).
«Флажки» (Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, в более сложном варианте выполнять эти движения, не сгибая пальцы).
Занятия с детьми 5-6-ти лет можно начинать с массажа (или самомассажа) — поглаживания кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью «Погладить кошечку», массажа каждого пальца — боковые края пальца перебирать большим и указательным пальцами. Затем выполнять пальчиковую гимнастику. Сначала взрослый показывает и объясняет упражнение, потом выполняет его вместе с ребенком сначала на одной руке, на другой или двумя руками вместе.
«Пальчики здороваются» (Все пальцы поочередно подушечками прикладываются к большому пальцу).
«Построить крышу дому» (Соединять пальцы рук под углом -«крыша»(подушечка к подушечке). Сначала с большого, затем с мизинца).
«Колечко» (Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы подняты вверх и прижаты друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5-10). Более сложный вариант «Цепочка» (Скрепить колечки в цепочку).
«Ушки у зайца» (Поднять кверху указательный и средний пальцы, раздвинуть их).
«Ножницы» (Указательный и средний пальцы вытянуть вперед, соединить-разъединить; большой, указательный и мизинец прижать к ладони).
«Рожки» (Сжать кулак, вытянуть вверх указательный палец и мизинец).
Чередовать «Колечко»-«Ушки»-«Рожки».
«Замок» (Соединить, разъединить скрещенные пальцы обеих рук).
«Оса» (Выпрямить указательный палец и вращать им).
«Пальцы поссорились — помирились» (Пальцы выпрямить, то соединять, то разъединять их).
«Игра на пианино» (Поочередное перебирание пальцами по столу, начиная с мизинца, потом с большого пальца).
«Кошка» — пальцы складываем пополам как кошачьи лапки, потом быстро выпрямили и растопырили пальчики (кошка выпустила коготки), выполняем 4-5 раз.
«Птенцы в гнезде» - пальцами одной руки обхватить кончики пальцев другой руки.
«Кошечка» — средний и безымянный пальцы соединить с большим (мордочка), а указательный и мизинец поднять вверх (ушки).
«Мышка» - средний и безымянный пальцы соединить с большим, а указательный и мизинец согнуть и поднять вверх.
«Гонки» — руки — это пятиногие зверьки, шагают по столу всеми ножками (пальцами), идут к противоположному краю стола кто быстрее.
«Гонки двуногих»- на стол ставят выпрямленные указательный и средний пальцы обеих рук. По сигналу двуногие шустрые зверьки бегут к противоположному краю стола.
«Гонки слонов»- (указательный и безымянный пальцы — передние ноги слонов, большой и мизинец — задние ноги, вытянутый вперед средний палец — хобот слона). Два слона наперегонки идут к противоположному краю стола. Подпрыгивать и касаться хоботом земли строго запрещено.
«Машинка с моторчиком» — пальцы обеих рук сцепить в замок, большие пальчики начинают крутиться друг вокруг друга — это моторчик. Моторчик работает — машинка едет по столу.
«Спят в избушке пятеро братцев» — пальцы обеих рук положить на стол. Взрослый рассказывает: «Спят в избушке пятеро братцев. Утром проснулся брат Старший, потянулся и разбудил братца Указку» (большой палец приподнять и им погладить указательный палец). «Братец Указка проснулся, потянулся и разбудил братца Середку» (приподнять указательный палец и им погладить средний). «Братец Середка проснулся, посмотрел и впрямь вставать пора (средний палец приподнять и погладить им безымянный палец). «Труднее всех братцу Ленивцу вставать. Встал он и разбудил братца Младшего» (безымянным пальцем поглаживаем мизинец).
Заниматься пальчиковой гимнастикой нужно регулярно по 5 минут в день. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. При тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.